Преподавателям

Стандарты ФГОС ВПО по направлению подготовки 011200 «Физика» квалификации бакалавр и магистр (2009 г.)

Проекты ПООП бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Физика» (файл doc на сайте УМО)

Методики и технологии уровневой системы образования на основе ФГОС ВПО

1. Экспертный обзор обновленного законодательства и нормативных актов в сфере образования России.

2. Особенности проектирования и реализации вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО.

  1. Нормативно-методическое обеспечение (федерального и вузовского уровня) проектирования и реализации основных образовательных программ нового поколения. Необходимость изменения традиционных образовательных программ в условиях реформы российского ВПО и перехода на многоуровневое обучение в соответствии с принципами Болонского процесса. Основные компоненты ФГОС ВПО нового поколения. Понятия видов и задач профессиональной деятельности выпускника. Структура основной образовательной программы бакалавриата и основной образовательной программы магистратуры. Возросшая самостоятельность вузов при формировании основных образовательных программ. Рекомендованные Примерные ООП по направлениям подготовки ВПО. Этапы и принципы составления основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения. Формулировка целей ООП, компетентностной модели выпускников, соотнесение с видами и задачами профессиональной деятельности выпускника, определяемыми ФГОС. Учет потребностей федерального и регионального рынка труда при создании ООП. Определение профиля программы.
  2. Компетентностный подход и ориентация на результаты обучения, новые подходы к применяемым образовательным технологиям и к формированию фондов оценочных средств. Компетентностный подход как основа ФГОС ВПО нового поколения. Понятия «компетенции», «модули» и «кредиты» как ключевые категории Болонского процесса. Неразрывная связь этих понятий. Описание с их помощью результатов обучения, его структуры и трудоемкости. Комплексный характер понятия «компетенция», включение в него наряду со знаниями, навыками и умениями ценностных ориентиров и поведенческих моделей профессиональной деятельности. Типы и уровни компетенций, их соотношения с профилями обучения в рамках направления. Новое понимание образовательных технологий и средств оценки результатов обучения в условиях реформы российского ВПО. Компетентностный подход к результатам обучения и изменение образовательных технологий и способов контроля успеваемости студентов. Принципы и методы оценки формируемых компетенций. Основные типы, виды и формы контроля. Сочетание традиционных способов оценки знаний и новейших принципов комплексной проверки компетенций. Инновационные образовательные технологии и средства оценки (метод портфолио, деловые игры, проектная деятельность студентов и т.п.). Особая роль итоговой аттестации в условиях реализации инновационных образовательных программ. Изменение концепции выпускной квалификационной работы (ВКР). «Практикоориентированные» формы ВКР.

3. Кредитно-модульная организация образовательного процесса.

  1. Содержание понятия «кредитная (зачетная) единица». Международные кредитные системы, ESTC как базовая система переноса и накопления кредитов в рамках Болонского процесса. Принципы и способы оценки трудоемкости образовательного процесса. Эксперимент по переходу на оценку трудоемкости образовательных программ в кредитных (зачетных) единицах в Российской Федерации: итоги и перспективы.
  2. Система зачетных единиц как форма организации учебного процесса в российском вузе. Часовые эквиваленты зачетной единицы. Зачетные единицы и академические часы. Часовые эквиваленты зачетной единицы. Особенности моделей учебной нагрузки студентов. Организация самостоятельная работа студентов и ее учет в системе зачетных единиц. Кредитно-модульное построение учебного процесса. Учет нагрузки преподавателей при использовании системы зачетных единиц.
  3. Модульное принцип построения образовательных программ. Вариативность обучения, индивидуальные образовательные траектории. Содержание понятия «модуль». Различные оттенки значения данного понятия применительно к системе образования. Модуль как раздел дисциплины (дидактическая единица), как отдельный курс в рамках дисциплины, как группа родственных дисциплин. Трактовка модуля в терминологии Болонского процесса и международной программы Tuning. Формирование основных циклов дисциплин и оценка их трудоемкости в зачетных единицах. Соотнесение конкретных дисциплин с модулями ООП. Переносимые модули (практики). Учет при формировании модулей всех форм работы студента, а также форм текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций. Студентоцентрическая ориентированность образовательного процесса, понятие индивидуальной образовательной траектории.